Асинхронное и синхронное обучение: что выбрать?

Все кто организует дистанционное онлайн обучение (неважно корпоративное или академическое) очень часто сталкиваются с необходимостью выбора формата.

Все виды обучения (и онлайн, и оффлайн) можно разделить на две большие группы: синхронное и асинхронное. Деление это основано, как видно из названия, на синхронизации приёма и отправки информации между субъектами и объектами взаимодействия. Если попросту, то синхронное обучение — это когда приём и передача информации происходят практически одновременно. Сюда можно отнести лекцию, вебинар, популярные ныне прямые эфиры в социальных сетях, чаты. То есть инструменты, при помощи которых слушатель (читатель) получает информацию сразу же и имеет возможность задать вопрос или выполнить задание преподавателя.

Асинхронное обучение предполагает отсроченность приёма информации. Сюда можно отнести чтение учебников, статей, блогов, сайтов, интерактивных презентаций, прохождение электронных курсов, тестов, заданий и упражнений, просмотр записанного видео или прослушивание аудиозаписей.

Понятно, что выбор средств всегда должен быть связан с учебными целями, однако это только в теории. На практике же организаторы онлайн обучения чаще всего руководствуются не целями, здравым смыслом или научными знаниями, а своим опытом и привычками.

Так синхронный формат более привычен и понятен для большинства представителей поколения, рождённого до цифровой эпохи, либо тем, кто слабо разбирается в новых технологиях. Кроме того, синхронный формат предпочитают люди с преобладанием черт экстравертов.

И наоборот, учить и учиться, выбирая асинхронный формат, предпочтитают представители поколения digital. Такие люди меньше настроены на социальное взаимодействие в классическом смысле. Им проще бывает написать, чем рассказать словами, прочитать или послушать запись, посмотреть видео, чем присутствовать на лекции. У них есть свой собственный темп приёма и передачи информации.

Использование только синхронного или асинхронного обучения приводит к снижению эффективности. Например, люди, предпочитающие свой собственный темп, или те, кому нужно живое общение для усвоения информации, будут очень по-разному воспринимать один и тот же учебный контент.

Идеальным решением, безусловно, будет совмещение или параллельное использование обоих форматов. К примеру, электронный курс дополняется вебинаром, в ходе которого устно делается акцент на важных моментах, даётся возможность задать вопрос преподавателю, проговариваются проблемные моменты.

Классическое академическое обучение обычно предлагает синхронный формат (лекцию) как основной, а асинхронный как дополнительный. Этот же принцип чаще всего пытаются перенести и на прочие обучающие мероприятия, например, корпоративное обучение и дистанционные курсы.

При этом в корпоративном обучении и дополнительном образовании, по моему мнению, в качестве основного формата в современных условиях следует использовать всё же асинхронное обучение, как более гибкое, позволяющее учиться в удобное время, в любом месте. Синхронное обучение скорее должно выполнять дополнительные функции по разъяснению трудных моментов, повышению мотивации и вовлечённости в процесс обучения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.