Рынок корпоративных систем управления знаниями. Как выбрать подходящую LMS?
На данный момент рынок систем управления знаниями, или как их ещё называют, систем дистанционного обучения выглядит очень двойственно. С одной стороны он заполнен огромным количеством предложений. Вбейте в поисковик «Learning Management System», и вы увидите множество сайтов, предлагающих различные системы управления знаниями. С другой стороны, под понятие LMS будут попадать абсолютно разные системы, которые практически невозможно сравнить друг с другом.
Давайте попробуем разобраться.
Все системы управления знаниями можно разделить по нескольким критериям:
1. Расположение (облачная/ коробочная).
Облачные платформы — это системы, которые устанавливаются на серверах производителей этих платформ. Если вы хотите пользоваться системой — покупайте подписку к сервису (цена чаще всего зависит от количества пользователей, ~ $10 за пользователя в месяц).
Коробочные системы отличаются тем, что вы можете скачать дистрибутив и установить на своём сервере или даже локальном компьютере. Разработчики не смогут посчитать ваших пользователей. Поэтому коробочные версии популярных облачных LMS стоят невероятно дорого.
Этот критерий важен для компаний с повышенными требованиями безопасности. Для них облачные системы будут неприемлемы по многим причинам.
2. Поддержка стандартов SCORM/xAPI.
Использование стандартов хранения и передачи учебных данных в определенном формате было обусловлено желанием создать универсальный способ фиксации результатов обучения.
На данный момент наиболее распространёнными являются форматы SCORM и xAPI. SCORM — более старый формат, передающий меньше данных; xAPI — более новый.
Присутствие поддержки SCORM и xAPI платформой дистанционного обучения автоматически означает, что в систему могут быть загружены курсы, разработанные в сторонних редакторах (iSpring, Storyline, Captivate, Lectora, Courselab и др.).
На данный момент на рынке представлено множество систем, не поддерживающих вышеуказанные стандарты. Мы бы не стали рекомендовать использовать их для корпоративного обучения.
3. Особенности дизайна (поддержка адаптивного дизайна).
Адаптивный дизайн — тип верстки сайтов (и контента в целом), при котором контент одинаково хорошо воспроизводится на настольных и мобильных операционных системах.
Наличие адаптивного дизайна положительно характеризует LMS, т.к. при любом отношении к использованию мобильных устройств в корпоративном обучении, мы рано или поздно придём к их применению в этой сфере. Так что лучше подготовиться заранее.
4. Сложность интерфейса.
Вопрос дружелюбности интерфейса очень спорный. Однако если работа в LMS требует предварительного обучения в течение месяца, то это не лучшим образом характеризует систему.
Чтобы понять, насколько проста для вас система, протестируйте её. Уверяю, вам сразу станет понятно, удобно вам работать или нет.
5. Локализация (поддержка русского языка).
Если ваши сотрудники говорят на русском языке, то лучшим выбором будет русскоязычная система. Даже если платформу можно русифицироваться своими силами, обновления, ошибки и сложности перевода, могут сильно затруднить вам работу.
6. Наличие дополнительных модулей.
Есть несколько мнений относительно того, что должно входить в состав LMS. Часть компаний стремится превратить свою платформу в систему «управления талантами» с функцией автоматизации подбора персонала, очного обучения и прочих бизнес-процессов, связанных с HR. Часть компаний концентрирует внимание на удобстве и простоте процесса обучения, оставляя сложный функионал специализированным HRM или ERP-системам. Выбор за вами, однако, как показывает практика, чем более комплексный подход предлагает та или иная платформа, тем слабее становится каждая составляющая и усложняется процесс администрирования.
Здравствуйте! Понравилась статья, есть предложения по доработке. Вы не могли бы со мной связаться?
Добрый день, Олег! Найдите меня на Facebook 🙂 С удовольствием готов обсудить эту и любую другую статью.