2 подхода к корпоративному онлайн-обучению

Участие в конференциях, чтение статей, изучение опыта различных (как российских, так и зарубежных) компаний, кейсы и отзывы клиентов — всё вместе складывается в интересную картину: подходы к онлайн-обучению вполне чётко начинают делиться на 2 категории. Эти категории можно назвать полярными, так как они радикально отличаются отношением к субъекту и объекту обучения при сохранении общих взглядов методологию и инструментарий elearning.

Я бы условно назвал эти подходы: 1) курирующим и 2) бюрократическим. Да, на первый взгляд, термины из разных вселенных, но тем не менее они вполне точно отражают цели и подход к организации дистанционного обучения.

1. Курирующий подход.

Подразумевает отношение к учащемуся как к ответственному субъекту учебного процесса, замотивированному на достижение учебных целей. Преподаватель (и учебные материалы) выполняют роль куратора, передающего знания и помогающего их усвоить. В качестве проверочных заданий чаще выступают различные эссе, проекты (индивидуальные или совместные), открытые и творческие задания. В качестве примера использования такого подхода можно привести MOOC (массовое открытое онлайн обучение), где в онлайн-режиме именитые и не очень преподаватели читают лекции, а затем дают обратную связь по выполняемым студентами заданиям.

Курирующий объект популярен в больших современных иностранных организациях. Причём он подчас доходит до своей высшей стадии, когда все обучающие функции персонал сам берёт на себя: сам ставит себе цели, сам изыскивает обучающие материалы и сам оценивает свои успехи. (Космос, не правда ли?)

2. Бюрократический (формализованный) подход.

Этот подход подразумевает диаметрально противоположное отношение к субъекту и объекту обучающего процесса. Если в первом случае считается, что учащийся самомотивирован и контроль процесса обучения, а также четкое разграничение отношений преподаватель-студент не требуется, то бюрократический подход заключается в предельной формализации обучения, определении конкретных задач преподавателя и учащегося, форм, методов и инструментов обучения, а также обязательном контроле и процесса, и результата обучения.

Такой подход чаще встречается в компаниях с формализованным подходом к бизнес-процессам, где большое значение придаётся оптимизации расходов, отчетам, ROI и пр.

Что выбрать?

Кому-то может показаться, что бюрократический подход несовременный и даже варварский по сравнению с несколько хипстерским курирующим подходом, где все свободны, отсутствуют ограничения, жёсткие рамки и т.п., однако нельзя недооценивать его эффективность. К сожалению, не будем питать иллюзии, самомотивация — не самая распространённая особенность большинства сотрудников большинства компаний.

Замечательно, если в вашей организации люди проявляют инициативу и занимаются самообучением или с удовольствием массово посещают учебный портал, чтобы пройти новый курс. Но если было бы так, то тема «Как замотивировать персонал учиться» не была бы одной из самых распространённых на встречах, конференциях и прочих собраниях специалистов по elearning.

Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного? Будьте честны с собой и своим руководством. Если специфика персонала вашей организации такова, что самомотивация — не самая сильная его сторона, не бойтесь использовать формализованный подход и административный ресурс. Это можно сравнить с воспитанием детей: не всегда ребёнок хочет делать что-то полезное, например, читать и не срабатывает ни убеждение, ни попытки подсунуть интересную книгу, иногда приходится для начала подталкивать его к чтению, мотивировать и т.д. При этом необходимо всячески поддерживать тех, кто проявляет инициативу и самомотивацию, поощрять стремление к саморазвитию. Для этого можно дополнять обязательную программу стажировки, обучения персонала дополнительными курсами, которые помогут действовать эффективнее, расти и двигаться по карьерной лестнице. Это будет создавать хорошие прецеденты и мотивировать окружающих, давать им понимание пользы корпоративного обучения.

Как только корпоративное обучение в вашей организации перестанет восприниматься как нечто обременительное и ненужное, как только оно станет традицией, как только большинство сотрудников будет демонстрировать готовность и желание учиться, вы с легкой душой можете отказываться от формализованного подхода к обучению и переходить к курирующему подходу.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.