На данный момент не существует области знания, которая описывала бы такое понятие как педагогический дизайн. Это самостоятельная практическая дисциплина, которая направлена на повышение профессионального и общеобразовательного уровня с помощью очных и онлайн курсов.
Педагогический дизайн опирается на исследования в области психологии и на опыт обучения взрослых людей
Любой педагогический дизайнер должен знать учебный план и профиль учащегося, т.к. в отличие от школьного образования, обучение взрослых предполагает работу со взрослыми людьми, имеющих значительный багаж знаний, богатый опыт и конкретные цели. Кроме того, в современных условиях постоянного стресса обучение должно проходить одновременно с фасилитацией и при этом не вызывать чрезмерного нервного напряжения.
В этой статье я затрону следующие вопросы:
• Что такое андрагогика и каковые её основные принципы.
• Роль педагогического дизайнера в создании обучения для взрослых.
Как обучать взрослых?
Обучение взрослых обозначается специальным термином «андрагогика», по аналогии с педагогикой, т.е. обучением детей.
Это отрасль, изучающая эффективные механизмы обучения взрослых людей для наиболее быстрого достижения учебных целей. Андрагогика фокусируется как на сборе учебных материалов, так и на разработке учебного контента, его внедрении, запуске процесса передачи знаний. Отличия андрагогики от педагогики состоят в том, что учащиеся хотят знать, что они изучают, почему и как, чтобы как можно быстрее и эффективнее достичь учебных целей.
Принципы обучения взрослых.
Концепция андрагогики была представлена Малколмом Ноулсом (Malcolm Knowles) в 1980 г. Ноулс выделил следующие принципы андрагогики:
- Взрослым учащимся значительно комфортнее учиться, будучи независимыми.
- Взрослые учащиеся предпочитают самостоятельно принимать решения, находить собственные пути решения задач. Они более мотивированы.
- Наличие опыта и знаний. Без сомнения взрослые учащиеся знают и умеют больше, чем дети, они могут применять свой опыт при обучении.
- Ориентация на практику. Взрослые учатся, чтобы решать определенные задачи, достигать поставленные ранее цели.
- Мотивация. Взрослые люди имеют внутренние и внешние мотивы для обучения. Внешние — успехи на работе, продвижение по службе и т.п. Внутренние — более высокое качество жизни, самореализация и т.п.
- Обучение взрослых в корне отличается от обучения детей. Их нельзя сравнивать.
- Обучение взрослых не обладает универсальными техниками. Под каждый отдельный курс следует подбирать свои способы вовлечения и донесения информации. Все стратегии составляются с учетом особенностей аудитории, материалов и учебных целей. Именно поэтому важную роль в обучении играет профессионализм педагогического дизайнера.
Роль педагогического дизайнера в обучении взрослых
Педагогический дизайнер напрямую влияет на эффективность программ корпоративного обучения.
Большинство из читателей наверняка знакомы с моделью ADDIE, объединяющую процессы разработки и внедрения учебного контента. Таким же образом андрагогика объединяет различные теории, помогающие эффективно обучать взрослых людей.
В задачи педагогического дизайнера входит не только разработка и внедрение учебного контента с применением модели ADDIE, но и в полной мере знать методы повышения эффективности усвоения знаний, вовлечения учащихся в учебный процесс и уметь применять их в своей ежедневной профессиональной деятельности. Это будет гарантировать достижение учебных и бизнес-целей.
Добавить комментарий