5 трендов дистанционного обучения в 2019 году
Тренды 2019 года во многом будут продолжением изменений, которые произошли в 2018 году.
1. Дальнейший переход от педагогического дизайна к LX.
В 2018 году в западных странах появилась новая специальность Learning Experience Designer, которая постепенно стала сменять специальность Instructional Designer, известную у нас как педагогический дизайнер (или специалист по дистанционному обучению). В 2019 году продолжится переход к LX (Learning eXperience).
Вкратце поясню, что понимается под LX. Learning experience design — область на пересечении ID (instructional design), т.е. педагогического дизайна, UX (user experience design), т.е. пользовательского опыта, и UI (user interface and visual design), т.е. правил разработки пользовательского интерфейса и графического дизайна.
У LX design много компонентов. В особенности когда речь заходит о том, каким способом лучше вс го донести ту или иную информацию (использовать видео, электронный курс или задействовать социальное обучение). LX design — это не просто дизайн в узком понимании, это попытка понять пользователей, выявить их потребности (этим занимается педагогический дизайнер). И когда дело доходит до дизайна в смысле создания контента, то задействуется принципы и достижения из области UX/UI: прототипирование, дизайн взаимодействия и т.д.
2. Развитие микрообучения.
Микрообучение продолжает набирать обороты. Как показывает опыт последних лет, восприятие молодых учащихся становится все более клиповым, людям все труднее сосредоточить внимание более 10-15 минут. Поэтому выигрывают те практики дистанционного обучения, которые внедряют микроформатный в свои курсы. В 2019 году микрообучение возможно начнёт применять и в очных форматах, в том числе в школьном и университетском образовании.
3. Облачные средства разработки учебного контента.
Многие приложения постепенно переходят в формат «облачного ПО». Причин здесь множество. По моему мнению, таким образом производители софта пытаются решить проблему нелицензионного использования своей продукции, плюс получить дополнительную монетизацию за счёт системы подписок. Так или иначе, мы уже увидели несколько весьма интересных примеров серверных средств разработки: Articulate Rise, Gomo Learning, Adapt, Elucidat, h5p, которые продемонстрировали нам преимущества облачных приложений, примеру, возможность создавать контента любом устройстве, высокая скорость разработки, отсутствие необходимости долгого изучения продукта. В 2019 году количество облачных редакторов будет расти, будет расширяться их возможности, и всё больше контента будет разрабатываться с их помощью.
4. Новая волна интереса к xAPI.
Все мы знаем, что xAPI — это круто, это волшебная палочка, которая позволит перевести дистанционное обучение на новую ступень. Да, возможности стандарта используют очень немногие, и приходится постоянно вести культпросвет мероприятия для тех, кто не понимает, зачем нужен xAPI. Однако 2018 год показал, что несмотря на все трудности и отсутствие понимания необходимости внедрения протокола, медленно но верно число разработчиков и интеграторов xAPI повышается. Появляются новые приложения с поддержкой xAPI, например, Trivantis’s Cenario VR, способное отправлять отчеты в Yet Analytics LRS. Растёт число LRS.
Очень важно помнить и о cmi5, стандарте, совмещающем возможности xAPI и простоту SCORM. В 2019 ждём роста числа редакторов и LMS с поддержкой этого стандарта.
5. Боты и голосовые помощники.
2018 год стал весьма значимым для VUI (Voice User Interface) — интерфейс для голосового управления. Появилось множество устройств с голосовым управлением, сами интерфейсы стали удобнее и функциональнее. Конечно же, разработчикам голосовых интерфейсов ещё есть, к чему стремиться, однако прогресс налицо.
В 2018 году был замечен повышенный интерес к ботам, только ленивый не написал своего чат-бота или по крайней мере не попытался изучить, как это делается.
В 2019 году обе технологии будут использоваться как по отдельности, так и вместе, что позволит выйти на новый уровень обучения.
Прочие тренды.
В 2019 году продолжится развитие технологий AR (дополненной реальности), VR (виртуальной реальности), интерактивного видео, AI (искусственного интеллекта) и геймификации.
Обозначенные в это статье тренды в целом следуют трендам современной науки и техники. В 2018 году дистанционное обучение по-прежнему пыталось догнать IT-индустрию в целом и web-разработку в частности, идти в ногу со временем. Однако пока, к моему величайшему сожалению, состояние всей сферы остаётся плачевным, отставание не сокращается, а все достижения ограничиваются отдельными компаниями и энтузиастами. По большей части компании и их сотрудники продолжают обучаться (если вообще обучаются) с использованием «дедовских» методов. Будем надеяться, что в 2019 году ситуация изменится.