Сторителлинг: необходимость или дань моде?
В последние несколько лет всё большую популярность приобретает сторителлинг — подход к подаче материала с использованием историй, притч, биографий. Само название происходит от английского «Storytelling», что, собственно, и переводится как «рассказывание историй».
Этот метод доведения информации стал весьма популярным не только в обучении. С помощью сторителлинга рекламируют товары, продукты и услуги; его используют в коучинге, презентациях; с его помощью доносят истории успеха, рассказывают о развитии бизнеса и т.п.
Популярность сторителлинга неслучайна. Люди больше доверяют информации, когда она им близка. А что может быть ближе человеку, чем другой человек, особенно если он чем-то похож на слушателя / зрителя / читателя, если он оказался в похожей ситуации или условиях?
Этот приём пришёл из глубины веков, мы знаем его из детских сказок, когда маленький мальчик или девочка, так сильно похожий на нас попадал в передряги и потом выходил победителем. Именно поэтому стал популярным, к примеру, Гарри Поттер. Поэтому так часто мы видим в интернете, соцсетях и по ТВ истории успеха или неуспеха, чьи-то поучительные биографии и различные реалити-шоу.
Казалось бы, беспроигрышный вариант. Но всё же, как мне кажется, в последнее время с этим несомненно полезным инструментом стали перебарщивать. А иногда он начинает выполнять прямо противоположную функцию. К примеру, популярные рассказы о миллионерах без высшего образования создают в неокрепших мозгах образ, что учиться ничему не надо, надо лишь что-то изобрести, а потом грести деньги лопатой.
Ещё одним примером перебора со сторителлингом стало постоянное его применение в электронных курсах. Даже там, где можно было обойтись и другими методами. Вас постоянно пытаются провести через какую-то сказку, историю, сюжет. При этом не учитывается учебная цель. И как обычно ставка делается на модный фантик.
Я не противник сторителлинга, ни в коем случае, но я не считаю, что всем людям в любых ситуациях всё нужно рассказывать в виде сказок и историй. Особенно когда речь идёт о взрослых и мотивированных людях. В таких случаях сторителлинг скорее раздражает и привносит элемент чего-то несерьёзного. Представьте себе инженера каких-нибудь буровых установок, который с помощью электронного курса изучает новые разработки в этой области. Здесь сторителлинг явно будет излишним.
Сторителлинг — отличный инструмент, позволяющий повысить мотивацию учеников, вовлечённость в процесс обучения и сделать его менее формальным, но всегда стоит предварительно изучить целевую аудиторию курса, её потребности, запросы и т.п. прежде чем начинать писать сценарий, содержащий душещипательные или вдохновляющие сюжеты. Возможно все ваши старания будут встречены холодно или даже негативно. Кроме того, сторителлинг сторителлингу рознь. То что интересно одному человеку, может быть абсолютно чуждо другому.
Если у вас есть интересные и поучительные примеры применения сторителлинга или вам хочется поделиться своим мнением, милости прошу в комментарии!