Оптимизируем сроки разработки электронного курса

Процесс разработки электронного курса — одновременно и простая и сложная задача. В большинстве случаев для создания курса с нуля требуется немало составляющих:

  1. Исходный материал, который ляжет в основу сценария.
  2. Сценарий, включающий в себя «раскадровку» будущего курса, его механику, интерактивные элементы, кейсы и тесты.
  3. Графический дизайн курса.
  4. Прочие элементы: мультимедийные файлы (аудио, видео и пр.)

Подготовка этих элементов занимает львиную долю всего времени разработки. Тогда как техническая реализация (верстка) чаще всего происходит быстро.

Если курс разрабатывается с нуля, в идеале следует закладывать на его создание не менее трёх месяцев, однако на практике такую «роскошь» себе могут позволить очень немногие. В большинстве случаев сроки «горят», и курс бывает нужен «вчера», а на разработку выделяют «жалкие» 2-4 недели.

Как в таких условиях успеть сделать качественный электронный курс, который устроит заказчика по содержанию и форме, будет отвечать всем принципам разработки, да ещё и выглядеть красиво?

Конечно можно пожертвовать одним из элементов, перечисленных выше, однако это может крайне негативным образом сказаться на конечном продукте. К примеру, некоторые разработчики пытаются выиграть время, отказываясь от сценария и верстая курс сразу в редакторе. К чему это ведёт в большинстве случаев? К тому, что приходится в корне менять свёрстанный курс, что зачастую занимает больше времени, чем переработка сценария.

Итак, если жертвовать составляющими нельзя, остаётся только одно решение: оптимизировать каждую составляющую.

1. Оптимизация материалов.

В большинстве случаев материалы предоставляются заказчиком в виде текстовых документов, таблиц, изображений и пр. Как показывает опыт, тексты для будущих курсов берутся из разных источников либо пишутся экспертами в той или иной области. При этом заказчики редко утруждают себя вычиткой и редактированием исходных материалов, что в результате значительно увеличивает время разработки. Чаще всего это бывает связано с двумя распространенными ситуациями:

1) Наличие ошибок и опечаток, которые приходится исправлять отдельно, что занимает время.

2) При наличии агрегированной информации — разный стиль изложения, присутствие неактуальных сведений, разные обозначения для одних и тех же явлений, бизнес-процессов. Помимо обычной путаницы, которая возникнет в голове методиста во время подготовки сценария, неизбежно появляются многочисленные споры и правки со стороны заказчика, который просит дать обратную связь нескольким своим экспертам, которые в свою очередь могут по-разному комментировать сценарий, требовать исправить отдельные его куски, хотя в основе лежали присланные теми же людьми данные. Кроме того, часто по итогам такой обратной связи у заказчика появляется необходимость доработать или переработать исходный материал, что еще сильнее растягивает сроки разработки.

В такой ситуации решение представляется весьма простым — с большим вниманием относиться к исходникам, давать экспертам на оценку материалы не на этапе подготовки сценария, а до начала его написания.

2. Оптимизация сценария.

Чтобы сценарий был удобен для восприятия заказчика, его лучше всего собирать в Microsoft PowerPoint.

Преимущества такого способа:

1) Сценарий нагляден. Так как большинство редакторов электронных курсов слайдовые, PowerPoint позволит продемонстрировать основные аспекты курса, его механику и т.п.

Часто сценарии готовят в текстовых редакторах, так как большинство исходных материалов, как уже говорилось выше, предварительно готовится именно в текстовом формате, однако наглядность в таком случае теряется. Зачастую представители заказчика, эксперты бывают незнакомы со специфическими терминами из области дистанционного обучения, и им бывает непонятно, как именно будет выглядеть тот или иной тип контента.

2) Сценарий можно быстро отредактировать. Microsoft Office (или его аналоги, например, LibreOffice) установлен на большинстве компьютеров, поэтому посмотреть и даже быстро внести коррективы в сценарий может любой участник процесса.

В некоторых случаях подрядчики готовят сценарий в графических редакторах, например, Adobe Illustrator. Это позволяет добиться понимания внешнего вида каждого слайда. У этого способа есть ряд преимуществ, однако скорость разработки значительно снижается, т.к. во-первых, требуется значительно больше времени на отрисовку каждого слайда, а во-вторых, требует вовлечения большего числа специалистов (и методиста, и дизайнера), которым требуется время на согласование своих действий, объяснение пожеланий и пр. Кроме того, зачастую дизайнеры не разбираются в особенностях сборки курса в том или ином редакторе, в следствие чего требуется дополнительное время на то, чтобы объяснить эти особенности или показать их на примере.

Таким образом, PowerPoint (или его аналоги) — наиболее эффективный инструмент для создания сценария с точки зрения оптимизации разработки.

3. Оптимизация дизайна.

Дизайн — одна из важных составляющих хорошего электронного курса. Курс должен выглядеть современным и отвечать правилам оформления учебного контента и соответствовать принципам психологии восприятия.

Если у организации, для которой разрабатывается курс, есть брендбук, создание шаблона и основных элементов: иконок, кнопок и т.д. — значительно упрощается. Если брендбука нет, то следует заранее договориться, какие цвета, шрифты, стили отрисовки будут использоваться в электронном курсе.

Есть две часто встречающиеся на этапе разработки дизайна ситуации, значительно увеличивающие сроки создания электронного курса:

1) Чрезмерный контроль и вмешательство в дизайн, а также многоступенчатое длительное согласование элементов курса с людьми, не имеющими прямого отношения к вопросам дизайна. На практике это часто выливается в требования выделить текст другим цветом, добавить позади слайда фон, длительный выбор шрифтов, споры относительно вида той или иной иконки и пр. Зачастую такое вмешательство не помогает более эффективному усвоению информации, а оказывает обратный эффект. Важно донести до участников процесса согласования информацию о сжатых сроках разработки и, при необходимости, базовые правила оформления учебных материалов.

2) Отсутствие любых идей и представлений, когда заказчик даже примерно не может сказать или показать на примере, на что должен быть похож курс. Выходом в таком случае будет — продемонстрировать заказчику примеры готовых шаблонов и вариантов оформления электронных курсов.

4. Оптимизация согласования.

Процесс согласования оказывает серьёзное влияние на срок разработки электронного курса. Очень важно, чтобы стороны заранее договорились о сроках разработки и согласования (обратной связи). Причем сроки должны соблюдаться обеими сторонами: и подрядчиком, и заказчиком. В противном случае разработка курса может серьёзно затянуться.

Заранее обозначьте контрольные точки. Их количество должно быть достаточным, чтобы в случае возникновения ошибок, их можно было легко исправить. Чрезмерное количество контрольных точек нежелательно.

Один из важных моментов согласования — на всех этапах должны участвовать все ответственные эксперты. Это минимизирует количество финальных правок на этапе сборки курса в редакторе. Исправление финальной версии курса занимает значительно больше времени.


Таким, образом, мы выяснили, за счёт чего можно сократить время создания электронного курса, не отказываясь от важных этапов разработки. Стоит помнить, что в скорейшей реализации проекта заинтересованы все участники процесса. Чем подробнее будет оговорена роль каждого участника, тем выше вероятность уложиться в короткие сроки без потери качества.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.