Что такое педагогический дизайн
Выражение «педагогический дизайн» всё чаще встречается, когда речь заходит о дистанционном обучении, однако мало кто точно может объяснить, что это такое, и чем занимается педагогический дизайнер. Давайте разбираться.
Что такое педагогический дизайн?
Наше понятие «педагогический дизайн» — это (как часто бывает) калька с англоязычного термина «instructional design». Если постараться дать максимально простое толкование понятия, то:
Педагогический дизайн — это процесс сбора информации и оформления её в интересном и понятном виде.
Возможно кто-то посчитает такое определение чересчур упрощённым и неполным, но оно отражает суть процесса.
Педагогический дизайн, как я уже говорил выше, это калька с англоязычного понятия instructional design, поэтому и в основе «нашего» педагогического дизайна лежит «буржуйская» модель ADDIE (эдди), аббревиатура, отражающая 5 этапов процесса: Analyze (Анализ), Design (Дизайн), Develop (Разработка), Implement (Внедрение), Evaluate (Оценка)*.
*В оригинале используются глаголы в повелительном наклонении, но в российской практике не принято обозначать этапы процесса в такой форме.
Давайте кратко разберём содержание каждого этапа.
Анализ.
Это первая фаза педагогического дизайна. И без сомнения её можно назвать одной из наиболее важных, поскольку от неё будут зависеть весь дальнейший процесс разработки дистанционного курса. На этом этапе выявляем потребности, ставим учебные цели и задачи, создаём профиль учащегося, собираем материалы.
Дизайн.
Это понятие используется и в широком, и в узком смысле. Педагогический дизайнер структурирует весь собранный на первом этапе материал в соответствии с учебными целями и профилем учащегося.
На данном этапе разрабатывается сценарий курса: тексты, упражнения, активности, тестирования, внешний вид курса, навигация и т.п.
Разработка.
Фаза разработки подразумевает работы по сборке курса в авторском средстве (или нескольких), подготовку видео и т.п. Сюда же можно отнести бета-тестирование и отладку.
Внедрение.
На этом этапе курс загружают в СДО (LMS) или публикуют другим способом так, чтобы дать к нему доступ для учащихся.
Оценка.
После внедрения курс оценивается с точки зрения достижения учебных целей, поставленных на первом этапе. Оценка может повлечь за собой пересмотр и исправление курса.
Модель ADDIE считается стандартом работы педагогического дизайнера. Безусловно существуют и другие подходы, например SAM, но они применяются реже.
Чем занимаются педагогические дизайнеры?
Педагогические дизайнеры — это люди, которые воплощают в жизнь этапы модели ADDIE. Хотя в наших реалиях их чаще всего называют разработчиками курсов, методологами, специалистами по дистанционному обучению и т.д.
Соответственно, сотрудники компании или фриланс-специалисты, отвечающие за полный цикл ADDIE, или за его отдельные этапы, имеют право называться педагогическими дизайнерами.
Вот перечень обязанностей педагогического дизайнера в зарубежной практике (дамы и господа из HR, не благодарите):
1. Анализ потребностей в обучении.
2. Анализ аудитории, составление профиля учащегося.
3. Определение учебных целей и задач.
4. Выстраивание учебной стратегии для конкретного курса.
5. Рерайт и структурирование контента в соответствии с учебными целями.
6. Создание (поиск) мультимедийных элементов контента (изображения, аудио, видео и пр.)
7. Создание тестов, заданий, упражнений, ассессментов и т.п.
8. Разработка внешнего вида курса и наполнения: цветовая схема, шрифты, слайды, плеер и т.п.
9. Разработка сценария курса.
10. Сборка курса в авторском средстве.
11. Отправка курса в СДО.
12. Замер влияния обучения на производительность труда.
Естественно, набор функций может меняться в зависимости организации и распределяться между разными сотрудниками. Кроме того, функционал педагогического дизайнера может включать в себя что-то помимо обозначенного выше.
Понравилась статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы читать статьи сразу после публикации.
Вступайте в наши группы Вконтакте, Facebook, Twitter и Instagram.