Как составить правильные вопросы для теста
5 советов для тех, кто хочет составлять качественные вопросы для тестов
Тесты в дистанционных курсах необходимы для того, чтобы понять, насколько учащиеся усвоили (и поняли) материал курса. При этом только правильные вопросы помогут составить полноценную картину успеваемости ваших студентов.
Представляю вашему вниманию 5 советов по составлению хороших опросников.
Совет 1. Вопросы должны соответствовать целям курса.
Тесты в курсах — неотъемлемая часть учебных материалов: они мотивируют к чтению текста, просмотру видео, изображений и инфографики, не дают пролистывать материалы, не изучая их.
Поэтому все вопросы и задания должны касаться, конечно же, только изучаемого материала, не должно быть никаких внезапных вопросов, которые не были освещены в курсе. Пользователь не должен чувствовать себя дураком.
Совет 2. Используйте вопросы разных типов.
Есть множество видов вопросов, которые вы можете применять в ваших курсах: от обычных с единственным верным вариантом ответов до открытых вопросов, drag’n’drop и прочих. Каждый тип имеет своё дидактическое назначение. Не зацикливайтесь на излюбленных стандартных вопросах с одним правильным вариантом. Пробуйте разные типы.
Совет 3. Вопрос должен быть понятным и однозначным.
Неправильно понятый и неверно интерпретированный вопрос вряд ли вызовет положительные эмоции и желание продолжить прохождение курса. Вопрос должен быть коротким, в идеале не более одного предложения. Используйте стандартные формулировки и вопросительные слова: кто, что, где, когда, почему и как. И обязательно избегайте жаргона и прочего искажения языка.
Сравните 2 вопроса:
Вопрос #1: Какие действия должен предпринять специалист по потребительскому кредитованию при заполнении заявки на получение потребительского кредита, если он запрашивает информацию о стаже работы заёмщика и узнаёт, что стаж работы опрашиваемого заёмщика составляет более пяти лет?
Вопрос #2: Каковы действия специалиста по потребительскому кредитованию при заполнении заявки на кредит, если стаж работы заёмщика более пяти лет?
При идентичном содержании второй пример почти в 2 раза короче. Сложные вопросы по мнению некоторых заказчиков курсов лучше, т.к. они «заставляют сосредоточиться и внимательно вчитываться». Скорее они вызывают раздражение и желание никогда больше к курсу не возвращаться.
Совет 4. Будьте внимательны к ответам.
Я не понаслышке знаю, как сложно придумывать неправильные ответы. Как только вы сочинили вопрос, написали к нему правильный ответ, начинаются мучения… Ответы получаются или глупые, или простые и очевидные, или правильные.
Постарайтесь поглядеть на вопрос со стороны. Зачастую те неверные ответы, которые кажутся вам глупыми или очевидными, не так уж и очевидны для учащихся. Они же только входят в тему.
Старайтесь избегать частично правильных ответов и очень похожих ответов, отличающихся одной буквой или хитрой частицей «не». Это тоже вызывает только раздражение, ведь получается, что вы тренируете не знания, а внимательность. Лучше 3 хороших варианта ответа, чем 5 каких попало.
Не гнушайтесь инструкциями к вопросам тестов: сколько правильных вариантов ответа: один или несколько? Сколько попыток? Есть ли ограничения по времени? Пусть лучше ваша инструкция будет чрезмерно подробности, но по крайней мере пользователь будет знать, что делать.
Совет 5. Добавьте обратную связь.
Обратная связь — это реакция на выбранный пользователем ответ. Это весьма мощный и полезный инструмент, который позволяет заполнить пробел у учащегося, если он что-то пропустил и теперь отвечает неправильно. Чтобы обратная связь была максимально эффективной, делайте её развёрнутой, а не просто давайте комментарий «правильно» или «неправильно». При этом обратная связь должна быть короткой, конструктивной и ёмкой, иначе её просто не будут читать.
Используя перечисленные выше советы, вы сможете составлять хорошие тесты, которые помогут учащимся учиться с удовольствием и получать качественные знания.
Хотите поделиться опытом разработки тестов или задать вопрос? Милости прошу в комментарии!