Создаём кейсы в электронных курсах
Кейс (англ. Case — дело, случай, прецедент) — в рамках электронного курса этот термин используется для обозначения задания, где пользователю необходимо найти решение практической ситуации, с которой он может столкнуться при выполнении профессиональных обязанностей. К примеру, учащийся проходит курс по технике продаж — в данном случае кейсы могут быть посвящены трудностям, с которыми чаще всего сталкиваются менеджеры по продажам при общении с клиентами.
Цели внедрения кейсов в электронных курсах.
Учебные цели кейсов и тестов зачастую схожи и направлены на поиск решения в той или иной ситуации — в рамках теста вы можете создавать вопросы из серии «как вы поступите, если», внедряя в них элементы практики.
При этом кейсы могут реализовываться в различных формах, поэтому они имеют больший функционал и при грамотном подходе гораздо интереснее и эффективнее, чем просто вопросы.
Цель внедрения кейсов в электронный курс — сделать курс максимально практикоориентированным, научить пользователя быстро и эффективно находить решение в той или иной ситуации. Это позволяет тратить меньше времени на обучение на рабочем месте, избежать типичных ошибок, в игровой виртуальной форме подготовить к работе в реальных условиях.
Форматы кейсов.
На данный момент форматы кейсов ограничены только фантазией заказчика и техническими возможностями разработчика. К наиболее популярным форматам можно отнести:
- Кейс в формате теста с описанием ситуации.
- Диалоговые тренажеры.
- Игры в форматах квестов, стратегий.
- Тренажеры программного обеспечения.
- Тренажеры по работе с оборудованием, техникой и т.п.
- Различные сочетания перечисленных выше инструментов.
Разберём каждый пункт подробнее:
Кейсы в формате теста.
Самый простой вариант. Это описание ситуации и предложение выбрать один или несколько правильных ответов. Описание может быть оформлено в виде текста, видеоролика, комикса, изображения или их сочетания.
Плюсы метода в простоте реализации.
Ограничения. Формат теста вряд ли можно назвать интересным, поэтому вовлечённость пользователей будет невысока.
Диалоговые тренажёры.
Весьма популярный формат, подразумевающий общение пользователя с виртуальным собеседником. Данный тип контента применяется для тренировки коммуникативных навыков и используется для обучения продавцов, рекрутеров, сотрудников колл-центров, руководителей различных уровней.
- возможность усугубить или исправить ситуацию взаимодействия с собеседником;
- большая вовлечённость пользователя за счёт интересного сценария;
- отсутствие возможности быстро «прокликать» задание;
- и так далее.
При этом разработать разветвлённый диалог значительно труднее как с методологической, так и с технической точки зрения.
Плюсы диалоговых тренажеров: возможность потренироваться на виртуальном клиенте/соискателе/подчинённом прежде чем переходить к реальной работе; большая вовлечённость и ответственность по сравнению с тестами.
Игры.
Наиболее сложный тип контента для отработки действий в различных ситуациях — это, безусловно, игры. Это могут быть квесты, стратегии и даже аркады. Разработка игр — дорогое удовольствие. В зависимости от сложности стоимость может измеряться в миллионах рублей. Такие расходы могут позволить себе не все компании. При этом игры обладают огромным потенциалом для обучения и безграничными возможностями. С помощью игр можно научить чему угодно.
Тренажеры программного обеспечения.
Тренажёр программного обеспечения — это симуляция приложения, позволяющая полноценно изучить его работу без установки на компьютер. Это позволяет пользователю освоить требуемые в работе функции без необходимости покупать дополнительные лицензии, создавать ненужные базы данных, контрагентов и т.д.
Обычно редакторы электронных курсов предлагают несколько режимов тренажеров:
- Демонстрация функций ПО;
- Возможность пройти через нужные шаги, используя подсказки;
- Выполнение операций на оценку.
Последний пункт прекрасно подойдёт для использования в кейсах.
Тренажеры оборудования.
Под тренажерами оборудования, техники и пр. подразумевается симуляция работы устройств в рамках электронного курса. Такие тренажеры часто используются для обучения персонала на промышленных предприятиях, в транспортных и авиакомпаниях, т.к. они дают возможность довести до автоматизма действия в различных ситуациях без риска для здоровья и целостности оборудования.
В современные тренажерах оборудования могут быть задействованы новые технологии: дополненная и виртуальная реальность. Это обеспечивает большую вовлечённость, однако значительно повышает стоимость разработки.
Иные инструменты.
Перечисленные выше способы отработки действий могут быть предложены в различных сочетаниях. Например, кейс по работе с клиентом может включать в себя диалоговый тренажёр и тренажёр программного обеспечения: сотрудник «общается» с клиентом, а затем осуществляет определенные операции в программе. Таким образом кейс становится более целостным и содержит различные аспекты работы.
Что важно учитывать при разработке кейсов.
Кейсы, как и другие обучающие мероприятия, направлены на формирование определенных знаний, умений и навыков, поэтому при их создании требуется учитывать следующее:
- Кейс должен соответствовать общей учебной цели.
- Кейс должен иметь практическую направленность и должен быть напрямую связан с профессиональными обязанностями учащегося. Любые отвлечённые темы (если это не является жесткой необходимостью) воспринимаются плохо и снижают желание выполнять задание.
- Не рекомендуется использовать один и тот же кейс для работников разных уровней, если их обязанности в рамках изучаемого материала не совпадают. Это касается даже мельчайших деталей. Взрослые люди, обучаясь, зачастую очень трепетно относятся к своему времени. Если курс или кейс содержит «лишнюю» информацию, он вызывает негатив.
- Кейс должен быть понятен пользователю, поэтому необходима чёткая и подробная инструкция, где описывается, в чём состоит задание, какова его цель, и что именно учащийся должен делать. Если кейс составной или многоступенчатый, добавьте подсказки и комментарии.
Итак, кейсы — это мощный инструмент обучения, который экономит ресурсы работодателя и повышает результативность труда и лояльность сотрудников. При этом важно использовать этот формат грамотно и своевременно.