Особенности сценария электронного курса (elearning)
При разработке электронного курса (elearning) очень важно разработать сценарий. Отсутствие сценария увеличивает срок разработки дистанционного онлайн курса, повышает вероятность возникновения ошибок, недопонимания между заказчиком и исполнителем работ. С другой стороны, грамотно составленный сценарий, согласованный обеими сторонами, позволяет сверстать elearning курс очень быстро и снижает вероятность проблем при приёмке готового курса, ведь переписать сценарий гораздо проще, чем перевёрстывать готовые слайды, на которые тратилось время, на которых возможно используется какой-то код, переменные. А может на одном слайде сосредоточено столько информации, что его повторная вёрстка займёт очень много времени и ресурсов.
Давайте попробуем выделить некоторые моменты, на которые следует обращать внимание при разработке сценария курса.
Сценарий — это описание того, что будет представлять собой курс. При этом важно понимать, что сценарий электронного курса — это не просто перечень слайдов с указанием, что написано в текстовом блоке (а там 5 абзацев текста, которые учащийся обязательно проигнорирует) или что говорит персонаж. Сценарий как минимум включает в себя следующие элементы:
- Структура.
- Визуализация.
- Описание контента.
1. Структура курса.
Современные курсы выполняются в различных форматах: последовательность слайдов, вся информация на одном слайде (например, курс в виде викторины) и т.д.
2. Визуализация.
Визуализация — это описание того, КАК будет выглядеть курс, какие персонажи должны присутствовать в курсе, какие применяются визуальные приёмы, элементы оформления. Например, действие происходит на борту корабля и используются соответствующие элементы оформления шаблона: навигация по слайдам с помощью штурвала, главный персонаж в морской форме, оглавление курса выполнено в виде карты и пр.
3. Описание слайдов и их контента.
Если курс состоит из набора слайдов (на данный момент — это, пожалуй, самый популярный формат курсов), то необходимо добавлять его заголовок и описание. Это, возможно, одна из самых трудных задач для сценаристов, особенно начинающих. Сценарист должен точно понимать максимальную «вместимость» слайда, знать основы педагогического дизайна и на основе этого распределять материал в пределах курса таким образом, чтобы он не вызывал утомления и когнитивного перегруза, при этом эффективность его усвоения была высокой. У учащегося не должно быть возможности просто пролистать курс. Если такая возможность есть, ей обязательно воспользуются.
Требования к сценарию курса.
Сценарий электронного курса нужен как для дальнейшей вёрстки, так и для взаимодействия с заказчиком. Поэтому он должен соответствовать следующим требованиям:
1. Сценарий должен быть понятен верстальщику. Для этого сценарист должен понимать особенности программы, в которой будет свёрстан курс. В разных приложениях используются разные термины для обозначения одних и тех же операций, имеются разные инструменты. Какие-то способы доведения материала проще реализуются в CourseLab, какие-то — в Captivate, какие-то — в Articulate.
2. Сценарий несомненно должен быть понятен заказчику. Если ваш сценарий будет представлять собой набор технических описаний, то согласовывать его будет сложнее. Возможно какие-то термины придётся разъяснить. С другой стороны, длительная предварительная подготовка облегчит дальнейшую разработку и избавит от необходимости всё переделывать.
3. Сценарий лучше делать максимально подробным, иначе верстальщику придётся брать на себя работу по додумыванию за сценариста или постоянно обращаться за пояснениями, что значительно увеличит время вёрстки курса. Ситуация значительно проще, если сценарист и верстальщик — это один и тот же человек. Однако это редкость. Как показывает практика хороший сценарист и хороший верстальщик — это два разных человека.
В этой статье я обратил внимание на некоторые особенности сценария для дистанционного онлайн курса. Работа над сценарием elearning курса — это нелёгкий труд, который требует как знания в области разработки, так и высокого уровня общей образованности и развитости познавательных процессов, поскольку зачастую для написания сценария требуется быстро разобраться в новой теме.
Написанию сценария можно научиться. Для этого старайтесь внутренне визуализировать описываемое явление, тренируйтесь сжато формулировать мысли. Сохраняйте удачные заготовки часто встречающихся вариантов сценария, описаний слайдов и действий пользователя, чтобы ускорить процесс написания.
Если у вас есть примеры и кейсы написания сценариев дистанционных курсов, вы сталкивались с какими-трудностями или у вас есть что добавить к статье, милости просим в комментарии.