Создаем диалоговый тренажер в Articulate Storyline 3 с сохранением результата в LMS

Диалоговые тренажеры — замечательный инструмент овладения коммуникативным навыком, позволяющий имитировать наиболее типичные ситуации, в которых может оказаться обучаемый. Пользователь выступает в роли некоего главного героя и вступает во взаимодействие, к примеру, с клиентом, покупателем, подчиненным или, наоборот, руководителем. Если тренажер сделан достаточно качественно, пользователь отождествляет себя с главным героем и благодаря системе подкрепления и обратной связи осваивает требуемый коммуникативный навык. Именно поэтому диалоговые тренажеры считаются весьма эффективным инструментом, позволяющим «потренироваться», прежде чем вступать в реальное взаимодействие.

В этой статье я расскажу, как разработать диалоговый тренажер с помощью приложения Articulate Storyline таким образом, чтобы результаты его прохождения передавались в систему дистанционного обучения. Это особенно пригодится в корпоративном обучении, где важно контролировать процесс овладения знаниями и умениями. Хочу сразу оговориться, что наш диалоговый тренажер не будет иметь сложного разветвленного сценария.

Для нашего проекта понадобится:

  1. Фон, на котором будет происходить общение.
  2. Два персонажа.
  3. Сценарий диалога. Сценарий и обратную связь (если она предполагается) нужно продумать очень внимательно, чтобы в дальнейшем не нужно было отвлекаться на додумывание истории.

Изображения, которые я буду использовать в моем примере, я взял на сайте freepik.com. (О том, где искать изображения в интернете, чтобы не нарушать авторские права, читайте здесь)

Итак, создаем проект в Storyline. Заходим в панель View — Slide Master. Ставим подготовленную картинку в качестве фона (Insert — Picture). При желании добавьте дополнительные элементы: текстовые поля, где будут отображаться баллы, обратная связь,  навигационные элементы.

Настройте первый слайд. Сделайте из него титульный слайд, добавьте инструкцию и вводную часть, например, теоретическую информацию относительно того, что будете тренировать с помощью вашего курса.

Далее создайте новый слайд типа «Pick One». Для этого перейдите Slides — Freeform Question.

Нам потребуются именно слайды с заданиями, а не обычные информационные, т.к. они позволят в дальнейшем считать результат прохождения курса и передавать его в СДО. Тип вопроса Pick One дает нам возможность в качестве ответа использовать нажатие на определенный объект на слайде. Благодаря тому, что Articulate Storyline позволяет давать обратную связь в зависимости от сделанного выбора, мы можем сообщать пользователю, насколько правильным был его выбор.

На слайд добавим персонажей и объекты «Caption». Ваш тренажер будет интереснее, если ваши персонажи будут вести себя по-разному в зависимости от ситуации. Для этого настройте состояния (States) персонажей. К примеру, это могут быть состояния «веселый», «грустный», «злой» и пр. Еще большей вовлеченности пользователя можно добиться, используя анимированных персонажей. В Caption вставим текст из подготовленного сценария. У Caption также настроим состояния, чтобы пользователь мог видеть, что он, к примеру, наводит мышь на тот или иной ответ (стандартное состояние Hover).

Переходим во вкладку Form View в правой части экрана, выбираем добавленные ранее Captions и напротив правильного ставим соответствующую отметку. При необходимости выберите в строке Shuffle, хотите ли вы, чтобы ответы перемешивались. И если вы хотите, чтобы разные ответы приносили разное количество баллов, в строке Score выберите пункт By Choice. Теперь вы сможете поставить разные баллы за разные ответы.

Теперь возвращаемся на слайд, нажав Slide View. По умолчанию Storyline к слайдам с заданиями и тестами добавляет в дефолтный плеер кнопку Submit, которая запускает триггер Submit interaction. Выглядит дефолтный плеер не очень красиво, да он нам и не нужен. Поэтому мы уберем стандартную кнопку, вызвав настройки слайда в правой нижней части экрана (значок шестеренки) и убрав галочку в строке Submit. Неплохо будет, если вы сразу в строке When revisiting поставите Reset to initial state — это означает, что при повторном визите слайд будет скидываться в начальное положение и курс можно будет перепройти без необходимости перезапуска (по умолчанию на слайде сохраняется все, что делал пользователь).

Далее настроим нажатие на каждый текстовый блок. Нажимаем Create new trigger в поле с триггерами. И добавляем действие Submit interaction — Pick One, когда пользователь нажимает на объект Rounded Rectangular Caption 1.

Далее копируем триггер и вставляем к оставшимся объектам (в моем случае Rounded Rectangular Caption 2 и 3).

Теперь осталось дело за малым: настроить внешний вид слоев обратной связи. Для начала перейдите View — Feedback Master. Удалите все ненужные элементы, добавьте фон как на Мастер-слайде. Закройте мастер настройки обратной связи. На нашем слайде с заданием перейдите на слой Correct (Правильно), скопируйте на него персонажей (поменяйте им позы и выражения лиц при необходимости, поставив соответствующий Initial State (начальное состояние) на вкладке States в нижней части экрана). Фразу, выбранную пользователем в качестве ответа, используйте как облачко со словами главного героя. Для усиления эффекта можно записать аудио с фразами главного героя и его собеседника и проигрывать звуковые файлы на слое с обратной связью. Не забудьте вставить в слои с обратной связью кнопки для перехода к следующим слайдам.

После того, как мы создали слайд с персонажами, фразами и обратной связью, а также настроили все необходимые параметры, его можно дублировать и просто менять содержимое «облачков» со словами персонажей, слоев с обратной связью и т.п.

Как только мы завершим все необходимые слайды тренажера, потребуется добавить Result Slide — слайд с результатами. Это слайд, на котором подсчитываются итоги прохождения курса, которые затем в свою очередь будут отправляться программой в Систему дистанционного обучения. Чтобы создать результативный слайд, нажмите Slides — Results. Вам будет предложено выбрать между заполненным шаблонным слайдом с результатами тестов, пустым слайдом или слайдом с результатами обратной связи (с обычными СДО не работает). Давайте выберем пустой слайд (Blank Result Slide), а заполнить его мы сможем по своему усмотрению.

Нажав Insert Slide, мы видим окно с настройками оценки успешности прохождения задания. Здесь мы устанавливаем проходной балл и при необходимости максимальное время прохождения тренажера. После того, как программа создаст результативный слайд, для нас станут доступны переменные, в которых хранятся результаты. Их можно посмотреть и даже использовать на слайде.

К примеру, вы хотите, чтобы пользователь видел, сколько баллов он заработал в процессе прохождения курса. Нет ничего проще: добавьте на слайд текст %Results.ScorePoints%, и при запуске курса, вместо этого текста вы увидите баллы, получаемые при прохождении заданий и тестов.

Вот и все! Как видите, несмотря на обилие тонкостей, создание диалогового тренажера не такое уж и сложное дело. Важнее всего — заранее продумать сценарий. Затем найдите, закажите, нарисуйте (или сфотографируйте) фон и персонажей. А после этого останется сверстать целиком один слайд, а все остальные создать на его основе.

К сожалению, таким способом не удастся создать диалоговый тренажер с нелинейным сюжетом, т.к. разветвленный сюжет подразумевает пропуск части слайдов, а для подсчета результатов стандартными способами программа Storyline суммирует баллы на всех слайдах. И значит пользователь никогда не сможет набрать 100%. Для подобных случаев можно использовать нестандартные способы отправки данных в СДО.

Пишите в комментариях о своем опыте создания диалоговых тренажеров и способах сделать их эффективнее и интереснее.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.