Смешанное обучение. Что это, когда применяется и как оценивается

Очное и дистанционное форматы обучения имеют свои преимущества и ограничения.

Очное обучение подразумевает больший простор в плане практики, максимальную интерактивность обучения, групповое взаимодействие и т.д. При этом задействуется значительный человеческий и временной ресурс.

Дистанционное обучение снимает ограничения по времени и месту проведения обучения, позволяет упростить процесс трансляции теоретических знаний. С другой стороны этот формат не даёт возможности на практике отработать коммуникативные навыки, сформировать так называемые «soft skills».

Оговорюсь, что под дистанционным обучением я подразумеваю электронные курсы, так как вебинары по своей форме ближе к очному обучению, а единственное отличие от тренинга состоит в том, участники присутствуют не лично, а посредством интернет.

Для того, чтобы эффективно задействовать преимущества обоих (и очного, и дистанционного) форматов, применяется «смешанное обучение».

Смешанное обучение, как понятно из названия, подразумевает достижение учебных целей, используя и очную, и дистанционную форму обучения в зависимости от задач.

Пример.

Перед вами стоит цель — обучить стажеров торговой организации навыкам продаж определенного продукта.

Задачи обучения:

1. Познакомить с продуктом.

2. Познакомить с теоретическими основами продаж.

3. Продемонстрировать технику продаж на практике.

4. Сформировать умения и навык работы с использованием техники продаж.

Как видите, если использовать только очное или дистанционное обучение, эффективность решения задач и достижения общей учебной цели снизится. Поэтому удобнее использовать смешанное обучение.

В нашем случае первые две задачи — знакомство с продуктом и теоретическими аспектами техники продаж — проще решить с помощью электронных курсов, мы сможем наглядно представить материал, добавить при необходимости видео, упражнения, тесты, задания. Электронный курс позволит избежать скучных лекций, возможной субъективности при рассказе о продукте, и вы точно будете знать, какая именно информация будет доведена до учащихся, будете уверены в её полноте и объективности. Использование тестов и заданий позволит отследить результаты обучения.

Вторые же две задачи (демонстрация техники на практике и формирование навыка) целесообразно решать в очном формате. Это позволит отработать на практике сложные аспекты, в индивидуальном порядке исправить ошибки, показать «фишки» и тонкости применения техники продаж, дать обратную связь. Помимо всего прочего, очный формат позволит выявить «слабых» или негативно настроенных сотрудников и скорректировать ситуацию.

Особенности оценки результатов смешанного обучения.

Контроль и оценка результатов проведения обучения — важный вопрос, который требует особого внимания.

К сожалению, на данный момент это довольно проблемный момент, поскольку не существует по-настоящему работающей платформы для проведения смешанного обучения и оценивания его результатов. Некоторые разработчики заявляют о том, что их продукт позволяет это делать, однако на практике всё довольно печально, иначе вышеупомянутые платформы использовались бы повсеместно. На многочисленных конференциях по корпоративному и дистанционному обучению, проводимых несколько десятков раз в год, вопрос смешанного обучения остаётся одним из наиболее популярных и острых.

Единственным решением на данный момент остаётся сводить результаты обоих форматов «на коленке», используя Excel или внося итоги обучения в сторонние программы.

Итак, смешанное обучение — отличное решение для обучения, сочетающее в себе преимущества очного и дистанционного формата. Однако этот инструмент ещё довольно молод и имеет ограничения в практической реализации. Надеемся, что в ближайшее время на рынке начнут появляться качественные полноценные системы учета результатов смешанного обучения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.