Что такое LMS (Learning management system)?

Когда речь заходит о дистанционном обучении, большинство людей рано или поздно сталкивается с понятиями LMS (learning management system) или СДО (система дистанционного обучения). И тогда возникают вопросы: «Что такое СДО или LMS?», «Чем отличаются друг от друга системы дистанционного обучения?», «Какую платформу для обучения выбрать?»

Что такое СДО?

СДО (система дистанционного обучения), или LMS (learning management system) — это веб-сайт (веб-приложение), в рамках которого присутствуют следующие элементы:

1. Зарегистрированные пользователи с разными ролями (правами).

Чаще всего это роли Студент, Преподаватель, Администратор. Как видно из названий ролей, пользователи платформ могут обучаться, создавать или загружать в систему учебный контент (например, электронные курсы) и администрировать систему (заводить новых пользователей, назначать курсы, выгружать отчеты).

2. Электронные курсы.

Электронный курс с технической точки зрения — это веб-приложение, т.е. набор файлов, которые хранят:

  • структуру курса (в формате xml);
  • код, например, JavaScript, который отвечает за интерактивность и т.д.;
  • информацию о тестах и прочих активностях.

Все данные хранятся в стандартном формате (например, SCORM), который позволяет передавать данные о результатах пользователя из загруженного курса в систему дистанционного обучения. Стандарт удобен тем, что позволяет загружать в совместимую СДО и обрабатывать с её помощью курсы, созданные в разных авторских средствах разными разработчиками, формировать единую статистику прохождения одного или нескольких курсов по пользователю или группе пользователей.

3. Отчёты.

Чтобы понять, каковы успехи пользователей используются отчеты. С их помощью вы сможете увидеть, начал ли тот или иной учащийся проходить курс, сколько баллов он набрал по итогам изучения материала. Разные системы предлагают разные типы отчетов, начиная с простейших, обозначенных выше, заканчивая более сложными и комплексными, включающими аналитику не только по пользователям, но и по учебным материалам.

Чем отличаются друг от друга системы дистанционного обучения?

Систем дистанционного обучения становится все больше, и все они так или иначе похожи своим внешним видом и конечной целью. С другой стороны, системы все же имеют весьма существенные отличия, зная которые вы сможете подобрать платформу, подходящую именно вам.

1. Возможности.

Как и любой другой софт, LMS имеют отличия в функционале. Некоторые системы более простые, некоторые – более сложные. Сложность платформы подразумевает наличие дополнительного функционала. Любая СДО в качестве базового функционала должна уметь работать с пользователями, учебным контентом и иметь отчеты по прохождению курсов. Остальные возможности опциональны. К ним можно отнести автоматизированную систему подбора и оценки персонала, встроенную систему для проведения вебинаров, возможность автоматизировать иные HR-процессы, возможность предоставлять платный доступ к контенту и т.д.

Преимущества сложных систем очевидны: вы получаете целый комплекс инструментов для работы с персоналом, пропадает необходимость думать об интеграции разных систем.

При этом многофункциональные платформы имеют и ряд ограничений.

Стоит понимать, что чем сложнее система, тем она дороже, труднее в администрировании. Кроме того, сложные системы зачастую бывают таковыми не только для администраторов и разработчиков, но и для конечного пользователя. В связи с этим возникают проблемы с удобством учащихся, что негативным образом сказывается на желании учиться.

Кроме того, в многофункциональных системах подчас каждая отдельная функция реализована довольно слабо.

Прежде чем выбирать сложную систему, подумайте, какой именно функционал вам действительно нужен. Старайтесь придерживаться «золотой середины».

Редактор контента.

Ряд платформ предлагает встроенный редактор учебного контента, с помощью которого можно быстро разрабатывать несложные курсы. Это бывает очень удобно, если ваши сотрудники не обладают большим опытом в разработке курсов, однако вам нужно быстро и срочно чему-то обучить персонал. По возможности протестируйте встроенный редактор, чтобы оценить его функционал.

2. Технологии.

Несмотря на то, что LMS – относительно новое явление, системы имеют отличия в поддержке современных технологий.

Адаптивный дизайн.

При выборе системы обратите внимание на наличие адаптивного дизайна. Это важный момент, если вы хотите, чтобы вашей системой пользовались не только с компьютера, но и с мобильного устройства.

Поддержка облачных технологий.

Этот момент также весьма важен и его стоит продумать заранее. Облачные платформы – это системы, которые устанавливаются на сервере разработчика (не заказчика).

Плюсы такого подхода состоят в том, что заказчику не нужно содержать сервер или хостинг, на котором будет развернута LMS.

С другой стороны, у вас не будет доступа к файловой системе, и для выполнения простейших операций придется прибегать к помощи разработчика (что скорее всего потребует дополнительной оплаты).

Ряд систем дистанционного обучения работают только в облаке (или выставлен запредельный ценник за коробочную версию), и вы не сможете поставить их на свой сервер при всем желании. Такие системы могут не подойти вам и по соображениям безопасности, ведь весь контент и информация о пользователях будет храниться на «чужих» серверах.

Некоторые СДО выпускаются только в коробочном «форм-факторе», и вам придется покупать/арендовать сервер или хостинг для установки платформы.

Конечно же есть и те, кто позволяет использовать оба решения в зависимости от потребностей заказчика.

3. Поддержка стандартов.

В дистанционном обучении есть ряд стандартов, поддержка которых очень важна при выборе платформы.

Существует 3 стандарта сбора и хранения данных о прохождении курса:

  1. SCORM.
  2. AICC.
  3. TinCan API (xAPI, CMI5).

На данный момент чаще всего применяется SCORM (несмотря на то, что формат старый и позволяет получать от электронного курса только 3 параметра: курс завершён, курс пройден, получено ххх баллов).

Отнюдь не все LMS поддерживают SCORM, что может привести к большим проблемам на этапе наполнения системы курсами.

Наиболее новый формат — xAPI. Он позволяет отслеживать значительно больше параметров, например, пользователь приступил к выполнению задания, пользователь ответил на вопрос и пр. Кроме того, xAPI позволяет собирать данные об активности пользователя не только в вашей системе дистанционного обучения, но и на других сайтах или даже в соцсетях. Однако реализация СДО с применением xAPI сложнее и очень немногие СДО поддерживают этот стандарт.

4. Интеграция.

Интеграция с другими системами, платформами, программным обеспечением позволяет настроить быструю передачу данных, благодаря чему возможна максимальная автоматизация бизнес-процессов. Чаще всего LMS предлагают интеграции с сервисами для проведения вебинаров, с платежными системами для продажи учебного контента и доступа к курсам, реже – с ERP, CRM и HRM системами для передачи информации о достижениях пользователей в системы учета персонала и наоборот.

5. Стоимость.

На данный момент на рынке присутствуют как платные платформы, так и бесплатные. Стоимость платных платформ варьируется в зависимости от их сложности, «облачности», поддержки интеграций и т.п. В стоимость обычно включена техническая поддержка, однако дополнительная разработка, внесение изменений в функционал и внешний вид, а также прочие работы в основном оплачиваются отдельно.

Есть и бесплатные (при этом коммерческие) проекты, хотя их очень мало. Бесплатные облачные решения чаще всего ограничены по количеству пользователей, курсов и дискового пространства. Бесплатные коробочные продукты чаще всего не имеют ограничений.

Как выбрать СДО?

1. Определите цель. Что конкретно вы хотите делать с помощью LMS. Чего вы хотите добиться. Постарайтесь расписать цели и задачи максимально подробно. Возможно в процессе вы сделаете важные выводы, которые повлияют на выбор платформы. Общие ответы из серии «обучать персонал» не подходят или должны быть максимально конкретизированы.

2. Определитесь с необходимыми средствами, инструментами.

3. Если вы планируете проводить вебинары, насколько они будут массовыми, как часто будут проходить.

4. Подумайте над тем, где вы будете брать контент, что это будет за контент.

5. Определитесь с необходимостью интеграции с каким-либо программным обеспечением.

6. Определите бюджет.


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.