5 случаев, когда вам точно потребуется СДО

«Классическая СДО (LMS) мертва». Такое заявление я довольно часто вижу в различных статьях, комментариях выступлениях на конференциях и пр. В качестве доказательств этой сентенции чаще всего приводится тот факт, что для обучения всё реже используется компьютер и всё чаще задействуются мобильные устройства, что получение знаний расфокусируется и децентрализуется.

Мобильное обучение позиционируется как нечто чуть противоположное тому, что было раньше. LMS и классические электронные курсы не нужны, — утверждает ряд прогрессивно настроенных специалистов в области e-learning, — ведь есть замечательные инструменты: социальные сети, мессенджеры, стриминговые сервисы, видеохостинги и т.п. С их помощью мы сможем доводить до пользователя любую информацию, обучать и тестировать с помощью чат-ботов, использовать для тренировки навыков мобильные приложения и т.д.

По тем же причинам некоторые люди даже предлагают вообще отказаться от LMS и электронных SCORM-курсов, как отживших своё форм доведения знаний.

Перспективы отхода от классических СДО действительно рисуются радужные, но всё же есть ряд случаев, когда нам ещё не обойтись без специализированных систем управления обучением и их верных спутников — электронных курсов. Это касается отнюдь не всех ситуаций, а скорее относится к корпоративному обучению в российских реалиях.

1. Необходимость контроля.

Обучение (и самообучение) персонала на данный момент многим видится скорее как что-то самоочевидное. Предполагается, что приходя на новое место работы, сотрудник будет заинтересован в получении знаний, которые помогут ему как можно быстрее интегрироваться в корпоративную систему ценностей, стать эффективным работником. И тут на помощь приходят электронные курсы, соцсети и прочие мессенджеры, которые услужливо предлагают сотруднику все необходимые сведения, изучив которые, новичок всенепременно решит проверить себя и будет проходить тестирование. Безусловно, если результаты тестов будут неудовлетворительными, то новичок поймёт, что учился плохо, и изучит материал повторно.

К сожалению, как показывает многолетняя практика работы с персоналом, таких самомотивированных людей ничтожное количество. Да, их бывает видно и слышно, они активны. Очень приятно быть свидетелем того, как они сами, без приказа и принуждения ищут знания, задают вопросы и всячески участвуют в системе обучения. Но их единицы.

Гораздо чаще сотрудники не проявляют никакого интереса к корпоративному обучению, а некоторые даже испытывают к нему отвращение. И дело не в том, что курсы плохи или хороши, и даже не в персонале. Дело скорее в отсутствии культуры самообучения.

В такой ситуации лучшим решением будет контроль за прохождением курсов. Контролировать (в автоматическом режиме) обучение пользователей на разных площадках, в мессенджерах и социальных сетях весьма непросто, теряется возможность делать это унифицированно и агрегировать результаты в единой площадке (к сожалению, LRS и Personal learning lockers на данный момент находятся в зачаточном состоянии и использовать их возможности пока нельзя). Выход видится в едином учебном портале с системой отчетов и оповещений о прохождении или непрохождении курсов.

2. Безопасность данных.

Ещё одна проблема — защита корпоративных данных. Хранить учебные материалы в открытом доступе не всегда можно и нужно. Их разработка подчас стоит больших денег, и они могут содержать служебную или даже секретную информацию. В данном случае хранить информацию в LMS всё же безопаснее, хотя конечно же от кражи данных застраховать вряд ли сможет. При высоком уровне секретности используйте Интранет без доступа извне.

3. Актуальность и достоверность информации.

Значительной проблемой открытых источников информации является высокая вероятность их недостоверности. Если вы попытаетесь отыскать в сети материалы по какой-либо теме, в которой вы действительно хорошо разбираетесь, вы увидите, что действительно качественных и актуальных данных невероятно мало, в Сети вы увидите много устарелой и ошибочной информации. Особенно это касается специализированных данных. Но вы можете оценить это как эксперт, а новичку понять это будет крайне сложно, да и времени такой поиск будет занимать очень много.

Давая своим сотрудникам готовые качественные, проверенные и актуальные знания вы поможете им избежать многих проблем и ошибок в работе.

4. Подача материала

Немаловажным при обучении является и форма, подача материала. Используя электронные курсы в системе дистанционного обучения, разработанные специально для вас, вы значительно повышаете эффективность усвоения материала. Зная специфику организации и её сотрудников, вы сможете сосредоточиться на самых важных аспектах. Использование курсов, адаптированных для вашей организации, улучшает не только результаты их прохождения, но и отношение персонала к процессу обучения.

Кроме того, электронные курсы в СДО позволяют внедрять в процесс обучения очень разный контент, который может включать практические задания, диалоговые и программные тренажёры, игры и пр.

5. Простота реализации проекта.

Внедрить систему обучения на базе СДО с применением электронных курсов на данный момент себе может позволить практически любая организация. Предложений на рынке довольно много. При необходимости организация может нанять одного-двух специалистов, которые за несколько месяцев проведут все необходимые работы по внедрению СДО и разработке (или закупке) необходимых курсов. Механизмы работы по такому сценарию отлажены давно.

Выводы

Итак, мы рассмотрели 5 ситуаций, когда вам может понадобиться классическая система дистанционного онлайн обучения. Возможно, в обозримом будущем технологии обучения, как двустороннего субъект-субъектного процесса расширятся до такой степени, что потребности в использовании LMS отпадут. Но по моему мнению, этого либо не произойдёт вообще, либо случится это нескоро. Время покажет.

Большинство проблем применения LMS в настоящее время чаще всего связано с их несовершенством и технологической отсталостью. Но это уже совсем другая история.

Если у вас есть вопросы по внедрению СДО и электронных курсов, необходимы консультации по вопросам дистанционного обучения?

Пишите: info@diskurs-rus.com

Вам может также понравиться...

комментариев 6

  1. Олег Буйлов:

    Дмитрий, а что именно должно измениться в стандарте xAPI и почему его нельзя использовать? На мой взгляд, это уже технически зрелая спецификация, вопрос больше касается методологии использования. Но методики и не появятся, пока специалисты будут избегать инноваций. Уже сегодня можно агрегировать в LRS как стандартные данные о прохождении курсов, так и отслеживать произвольные активности из чат-ботов, просмотра роликов на YouTube и т.д. Другое дело, что в этом нет никакой магии — YouTube или Facebook не будут сами по себе передавать данные в LRS, это же зависит не от самого стандарта. Чтобы собирать оттуда данные, нужно, например, или встроить их в iframe внутри СДО, или добавить расширение в браузере, или реализовать другой способ. То же самое касается и другой возможности xAPI, о которой многие пишут в описаниях стандарта — отслеживания оффлайн-обучения. Это просто возможность, реализация которой не зашита в стандарт, а полностью зависит от вендоров.

    • Mark Darovsky:

      Олег, со стандартом xAPI (CMI5) всё хорошо)) Я говорю, что с реализацией personal learning lockers пока ещё всё в зачаточном состоянии и неизвестно, когда это явление станет носить массовый характер.

      • Олег Буйлов:

        А что имеется в виду под personal learning lockers?

        • Mark Darovsky:

          Personal learning locker, или personal data locker — это своеобразная индивидуальная LRS, в которой хранятся результаты активности конкретного человека. Переходя на работу в новую организацию человек сможет просто предоставлять данные об имеющихся знаниях, пройденных курсах, просмотренных видео, сданных тестах и пр. Это позволит задействовать все мощности xAPI без привязки к одной LMS. Подробнее см. тут: https://experienceapi.com/layer-3-free-the-data/

          • Олег Буйлов:

            Ну, там скорее описаны теоретические возможности. Реализовывать их никто и не начинал. Просто не стоит отождествлять это с LRS. LRS — это вполне конкретная рабочая штука, которую уже можно успешно использовать для фиксации учебного опыта.

          • Mark Darovsky:

            А никто и не отождествляет LRS и personal lockers. А насчёт LRS, действительно работающих кейсов применения xAPI и LRS я лично, к сожалению, не встречал (хотя в одном из своих проектов успешно внедрил LRS для фиксации результатов не только в формате TinCan API, но и даже SCORM :)). Но это получилось только из-за того, что заказчик был готов на эксперименты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.